Психическое развитие детей — это сложный и длительный процесс. С рождения и до семнадцати лет человек растёт, меняется, формируется. Очень важно, чтобы родители знали возрастные особенности психического развития ребёнка. Это позволит лучше понять ребёнка, вовремя заметить задержку развития, принять меры. Какие основные пять периодов выделяют специалисты?
Младенчество
Этот период охватывает время от рождения до года. В это время главная деятельность малыша — общение со взрослыми. Что надо делать родителям? Научить ребёнка общаться с окружающим миром. В этом помогут игры для развития крупной и мелкой моторики. Игрушки надо выбирать разных цветов, форм, текстур. В этом возрасте малыш учится ползать, сидеть, брать в руки игрушки.
Как заниматься с ребёнком? Много разговаривать, петь песни, читать короткие стихи, показывать и рассказывать обо всём вокруг. Важно познакомить малыша с животными, природой, предметами, которые его окружают. Согласно результатам исследований, опубликованных в Infant Mental Health Journal, взаимодействие младенца с родителями — это ключевой фактор психического и физического развития малыша.
Ясельный возраст
Он длится с года до трёх лет. Примерно к году малыш обычно уже умеет ходить, учится бегать и прыгать, подражает взрослым и старшим детям. Ведущая деятельность предметно-манипулятивная. Начинает быстро развиваться речь. Концу этого периода ребёнок уже умеет довольно хорошо говорить и задавать вопросы.
Как играть с ребёнком? Подойдут разные развивающие игры для воображения, памяти, логики. Конечно, надо отвечать на вопросы, которые задаёт ребёнок, много разговаривать, учить короткие стихотворения, слушать музыку.
Дошкольный возраст
Этот период длится с трёх до семи лет. Для него характерно интенсивное развитие речи, мышление. Возрастает потребность в общении с другими детьми, в игровой деятельности. Активно развивается образное мышление, память и внимание, продолжается расширение словарного запаса. Ребёнок начинает играть в сюжетно-ролевые игры.
В этот период ребёнок много занимается творческой деятельностью, играет с другими детьми, подражает взрослым в своём поведении. И уже не считает себя маленьким. Ближе к шести годам дети учатся читать и считать. Для ребёнка в этом возрасте важна похвала взрослых, и он тяжело переживает критику.
Младший школьный возраст
Основной вид деятельности — учебно-познавательная. Длится период с семи до одиннадцати лет. Ребёнок уже умеет себя контролировать, учится строить логические и причинно-следственные связи. Школьник становится более самостоятельным и ответственным, он уже понимает, что надо учить уроки, чтобы получить хорошие оценки, если сделал что-то плохое, то надо это исправить.
В этот период родители должны помогать ребёнку усваивать новые знания, поддерживать мотивацию к учёбе. Можно обучать во время игры, превращать скучные уроки в интересное и полезное занятие (проводить опыты, разгадывать загадки и ребусы).
Подростковый возраст
Этот период длится с 11 до 17 лет. Протекает он дольше и сложнее других этапов. Подросток начинает чувствовать себя более взрослым, умным, формируются ценности мира и общества. Он стремится удовлетворить свои потребности самостоятельно, без помощи взрослых, поэтому может бунтовать против запретов и чрезмерного контроля родителей.
Очень важно в этот период наладить доверительные отношения, основанные на взаимном уважении, ведь согласно результатам исследований, опубликованных в Aggression and Violent Behavior, если дети подверглись насилию (эмоциональному, физическому), то у них возрастает риск развития проблем, связанных с психическим здоровьем. Также в этом возрасте важно направлять существующие интересы детей в правильное русло, помочь с выбором профессии.
Зрелость
Период зрелости характеризуется совокупностью значительных перемен и обретений, которые влияют на личность и ее место в обществе. Это временной промежуток, когда человек осознает свою роль и ответственности, устанавливает стабильные приоритеты, а также достигает определенных результатов в разных сферах жизни.
Важные аспекты данного этапа включают:
- Карьерное и профессиональное развитие. В этом периоде многие люди уже находят свое призвание, стабильно работают в избранной области и достигают профессиональных успехов. Личностные черты, такие как ответственность и организованность, позволяют не только удерживать свои позиции, но и стремиться к новым вершинам.
- Личные отношения. Важным аспектом зрелости являются устойчивые и глубокие связи с близкими людьми. Создание семейного очага, поддержка взаимоотношений с друзьями и родственниками становятся приоритетами. Умение решать конфликты и поддерживать гармоничные отношения выходит на первый план.
- Самореализация и самопознание. В этот период люди чаще задумываются о смысле жизни и собственной идентичности. Важную роль играют стремления к личностному росту и духовному развитию, которые способствуют внутренней гармонии и удовлетворенности.
В зрелом возрасте происходят изменения в физическом состоянии. Организм испытывает естественные преобразования, которые требуют большего внимания к здоровью и профилактике заболеваний. Зрелые люди начинают больше заботиться о своем самочувствии, обращать внимание на сбалансированное питание, физическую активность и регулярные медицинские обследования.
Важным моментом на этом этапе является финансовая стабильность. Люди стремятся к уверенности в завтрашнем дне, планируют пенсионные сбережения, стараются обеспечивать себя и свою семью материально. Рациональное управление денежными средствами и сокращение бесполезных трат становятся важной частью их жизни.
Такие изменения оказывают существенное влияние на восприятие мира и укрепление внутренней гармонии. Зрелость предоставляет уникальные возможности для личностного роста и развития, позволяет достигать гармонии и удовлетворенности в самых разных аспектах жизни.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Какие ключевые этапы психического развития ребенка выделяются в возрасте от 0 до 3 лет?
Психическое развитие ребенка с 0 до 3 лет проходит через несколько ключевых этапов. Первый этап — новорожденность (0-1 месяц). В этот период ребенок начинает адаптироваться к внешнему миру, устанавливает первые рефлексы и реагирует на базовые стимулы, такие как свет и звуки. Второй этап — младенчество (1-12 месяцев). Здесь происходит активное развитие сенсорных и моторных навыков: ребенок учится держать голову, переворачиваться, ползать и, наконец, ходить. В то же время, развиваются первые признаки эмоционального и социального взаимодействия, такие как улыбка и различение близких людей от посторонних. Третий этап — ранний детский возраст (1-3 года). На этом этапе значительно улучшается координация движений, развивается речь, а также формируются первые проявления самостоятельности и активного познания окружающего мира. Например, ребенок начинает задавать вопросы, проявлять интерес к игрушкам и пытаться играть в совместные игры.