Реабилитация инвалида на Западе и в России: личный опыт

Главная > Статьи > Реабилитация инвалидов в России и на Западе

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 10 мин.

Поделиться:

Содержание:

Ксения Рябова, абсолютная чемпионка России по паралимпийской выездке, эксперт по иппотерапии.Инвалидность — понятие растяжимое, кто-то приобретает ее в детстве, а кто-то уже в зрелом возрасте. Но в любом случае человек с инвалидностью нуждается в максимальном восстановлении своих возможностей. Однако реабилитация бывает разной. Существует множество разнообразных ее вариантов: реабилитация музыкой и искусством, спортом, путем общения с друзьями, родными или с психологом. Многие такие программы помогают не менее, чем лечебные методы реабилитации. Но как выбрать нужную программу инвалиду? Чем отличается реабилитация на Западе от российских реалий? И как правильно выполнять все упражнения лечебной физкультуры (ЛФК) и предписания врачей? Обо всем этом расскажет Ксения Рябова, паралимпиец и эксперт по иппотерапии.

Реабилитация и инвалидность

Реабилитация инвалидов существует с тех пор, как общество осознало ценность любой человеческой жизни. Лекари Древнего мира, а позднее и Средневековья, замечали, что психически больные, изувеченные в войнах, быстрее восстанавливаются и приспосабливаются к обычной жизни при общении с кошками, собаками, лошадьми, и другими домашними животными. Это наблюдение начали использовать в медицинских целях: в домах для инвалидов при монастырях и лазаретах содержали самых разных домашних и полудиких животных, за которыми ухаживали сами болящие. И многие находили себя и постепенно забывали о своих проблемах, помогая в уходе за братьями нашими меньшими. Это были первые попытки трудовой реабилитации. Данный метод прошел сквозь столетия и сегодня активно используется во многих реабилитационных центрах и Домах инвалидов в Европе.

В России трудовая реабилитация тоже практиковалась до Великой октябрьской революции 1917-го года. В нынешнее время в нашей стране идет постепенно возвращение трудовой реабилитации инвалидов путем их общения с животными.

Две системы реабилитации: плюсы и минусы

Интеграция и реабилитация инвалидов — казалось бы, два разных понятия, однако они идут рядом, бок о бок. В странах бывшего Варшавского договора — в России, и на Западе — системы реабилитации и интеграции несколько отличаются. Давайте рассмотрим их поподробнее.

Западная система интеграции и реабилитации

Западная система интеграции и реабилитации

Западная система интеграции и реабилитации состоит в том, что инвалид может, не делая лишних усилий, интегрироваться в общество. Вернее сказать, общество подстраивается под его нужды, заставляя инвалида принимать свои правила игры. Хочешь учиться — учись, хочешь работать — работай, хочешь заниматься спортом — пожалуйста, тебе создадут все условия. Государство возьмет на себя заботу о твоем медицинском обслуживании, социальных и повседневных потребностях. С детства, еще в школе, у инвалидов начинают развивать те навыки, которые им интересны и лучше всего получаются. Этот поход сохраняется во время учебы в университете, при устройстве на работу и т. п.

Тем, кто может жить самостоятельно, город выделяет квартиры и всячески помогает в быту. Те, кто не справляется с автономным существованием, живет в Домах инвалидов, условия в которых довольно сильно отличаются от российских. По отзывам побывавших в западных учреждениях для инвалидов, их можно сравнить с пятизвездочным отелем в экологическо-чистом месте.

Обычно в таком доме живут 10-12 инвалидов, и вместе с ними находятся от 5 до 8 человек персонала, включая директора с семьей, а также несколько приходящих сотрудников. При каждом таком доме есть 3-4 мастерских и свое хозяйство. Обитатели дома целый день чем-то заняты. Кто-то работает в мастерских, кто-то трудится, помогая на кухне, а некоторые ухаживают за животными. Продукция, которую вырабатывают такие мастерские, будь то деревянная мебель для сада, или шелковые, расписанные вручную, шали, платки, постельное белье, охотно раскупается не только жителями близлежащих городков, но и приезжими со всей страны, бывают даже заказы из-за рубежа. Инвалидам, как и обычным работникам, директор каждую неделю выдает деньги и вывозит их в магазин, где они покупают все, что им необходимо.

Обитателей западных Домов инвалидов учат приносить пользу обществу, быть самостоятельными, невзирая на свое непростое положение. На выходных к ним приезжают родители и друзья. Одних забирают домой на два дня, с другими просто общаются и гуляют в парке вокруг.

В чем минусы такой интеграции и реабилитации? Нет импровизации, нет всестороннего развития инвалида, как личности, нет смысла бороться за свое место под солнцем. Все обучение узконаправленное, никаких личных отношений. Случаи, когда инвалиды на Западе создают семьи и рожают детей, встречаются нечасто. Немалую роль в этом играет ювенальная юстиция. В инвалидах, тем самым, убивают характер, личность, человека. Им постоянно показывают их место, хотя и говорят, что западное общество — для инвалидов. И когда появляется кто-то яркий, неординарный с железным характером бойца, он моментально становится знаменитостью, им все восхищаются. Но основная масса людей с инвалидностью живет, ничего не требуя, по накатанной дорожке, где «шаг вправо—шаг влево» встречает непонимание у членов общества.

Российская система интеграции и реабилитации

Российская система интеграции и реабилитации

В России все совершенно иначе. Россиянам ближе венгерская система реабилитации и адаптации инвалидов к жизни в обществе. В Венгрии инвалид должен самостоятельно интегрироваться и адаптироваться в общество. Ему надо многое знать и уметь, чтобы чего-то добиться, и достичь каких-то вершин. Трудности закаляют таких людей, а отношение как к равным, подстегивает идти к цели.

В Венгрии инвалидов, имеющих работоспособные конечности, учат максимальной самостоятельности: одеваться, есть, ходить, не приспосабливая под себя ложки, лестницы и тротуары. Учат подниматься и спускаться по лестнице, ходить на дальние расстояния, управляться с обычной ложкой и застегивать пуговицы без чужой помощи.

В выпускных классах обычной школы ученикам с ограниченными возможностями подбирают занятия по душе и уму и обучают их за счет образовательного учреждения. Кстати, в школах нет специальных курсов и предметов для инвалидов — они учатся вместе со всеми по тем же общеобразовательным программам и в школах, и в вузах. И это правильно, потому что позволяет им развиться всесторонне.

Они вступают в жизнь уже подготовленными людьми, если этому не препятствуют их родные. Таким образом, инвалиды могут стать нормальными, интеллектуально развитыми, интересными людьми. Главное — не ограничивать инвалидов в умственном развитии и не относиться к ним как к детям, не жалеть, а уважать их мнение и прислушиваться к нему.

Личный опыт

 Из архива Ксении Рябовой

Можно сказать, что я сделала себя сама. Да, родители заложили фундамент, дали мне хорошее образование, привили любовь к русскому языку, истории и литературе, но никогда не верили, что из меня что-то получится. Однако мне с детства было интересно писать рассказы и рисовать, а от лошадей я, вообще, была без ума. Но, как личность, я состоялась примерно в возрасте 20 лет.

Я побывала в Германии, Франции, Англии и Венгрии. В Германии и Франции к инвалидам относятся свысока, как к детям. Не как к равным, а как умственно отсталым. Такое отношение существует ко всем инвалидам. Но жалость противна, я же никогда не считала себя инвалидом. Да были те, кто относились ко мне, как к нормальной девушке, но таких людей было мало, очень мало. В основном там люди относятся к инвалидам, как к неразумному ребёнку: и вроде жалко, и надо учить.

А в Венгрии с методистами мне было интересно разговаривать. Они относились ко мне на равных, как к абсолютно нормальной девушке, рассказывали про особенности моей болезни, объясняли, что и как надо делать, затрагивая самые интимные детали. Самое главное, что они верили в то, что я могу многого добиться. Именно это помогло мне в становлении личности: я стала журналистом, художником и пошла в конный спорт. Везде я прокладывала путь себе без помощи родителей — они лишь узнавали о моих результатах. Моя самостоятельность и упрямство помогли стать тем, кем я являюсь: выйти замуж, родить детей, стать именитой спортсменкой. А главное, изменить отношение к инвалидам в отдельно взятом, моем маленьком городе Троицке.

Выводы

Реабилитация инвалида должна быть комплексной: и физической, и умственной. Но самое главное — отношение к нему окружающих. От этого может зависеть очень многое: и настрой человека с ограниченными возможностями здоровья, и желание жить, развиваться дальше. Ведь возможности инвалида ограничены лишь на бумаге, на самом деле они безграничны. Вперед, только вперед!

Психологическая поддержка и работа с семьей

Психологическая поддержка необходима не только пострадавшим, но и их родным, которые также оказываются в сложной ситуации. Программы включают в себя:

  • консультации психологов для всех членов семьи;
  • психотерапевтические сеансы и тренинги;
  • групповые занятия для обмена опытом и взаимной поддержки.

Эти меры способствуют снижению уровня стресса и тревожности, позволяют быстрее преодолеть кризисные ситуации и выработать эффективные стратегии взаимодействия. Не менее важным элементом является работа с детьми, которые особенно чувствительны к семейным изменениям.

  1. Индивидуальная терапия: Специалисты проводят глубокую оценку состояния каждого члена семьи, разрабатывают персонализированные пути решения возникающих проблем и поддерживают в ходе терапевтического процесса.
  2. Семейная терапия: Совместные сессии помогают выявить и устранить эмоциональные конфликтные зоны, улучшить понимание и солидарность между родственниками.
  3. Групповая работа: Взаимодействие с другими семьями, находящимися в подобных условиях, способствует обмену положительным опытом и методами преодоления трудностей.

Комплексный подход к работе с семьей включает в себя не только непосредственную эмоциональную поддержку, но и обучение навыкам коммуникации, развитие терпимости и взаимопонимания. Важно, чтобы семья стала единой, сплоченной и готовой к преодолению любых трудностей.

Помимо этого, значимую роль играют специализированные программы, направленные на повышение эмоциональной устойчивости и адаптацию в социальной среде. Участникам предлагаются:

  • психологические тренинги и мастер-классы;
  • семинары по повышению стрессоустойчивости;
  • обучающие курсы по управлению конфликтами и эмоциональными состояниями.

Таким образом, эмоциональная поддержка и работа с семьей являются неотъемлемой частью комплексного подхода к решению проблем. Грамотно организованные меры помогают создать устойчивую психоэмоциональную среду, что значительно ускоряет процесс восстановления и адаптации.

Реабилитационные технологии и инновации

В современном мире сфера восстановления здоровья и функционирования организма активно развивается благодаря внедрению достижений науки и новейших решений. Эти подходы направлены на улучшение качества жизни пациентов через использование передовых методов и инструментов.

Одной из ключевых составляющих являются различные виды технической поддержки, способствующие более эффективному процессу восстановления. Это включает как механические устройства, так и программное обеспечение, которое может улучшить точность и результативность процедур. В данной области выделяют следующие направления:

  • Применение роботизированных систем
  • Использование виртуальной реальности
  • Биофидбек
  • Протезирование с продвинутыми функциями

Роботизированные системы становятся все более популярными благодаря своей способности выполнять задачи с высокой точностью и минимальным участием специалистов, что позволяет снизить нагрузку на медицинский персонал и повысить скорость выздоровления пациентов. Такие механизмы используются как для физических упражнений, так и для тонкой моторики.

Виртуальная реальность открывает новые горизонты в разработке интерактивных программ для пациентов. Эти программы помогают провести реабилитацию в игровой форме, что не только делает процесс более увлекательным, но и способствует более быстрому достижению результатов. Виртуальные сценарии можно адаптировать под нужды каждого пациента, обеспечивая индивидуальный подход.

Метод биофидбек или биологическая обратная связь позволяет пациентам видеть показатели работы собственного организма в реальном времени. Это помогает улучшить осознание своих движений и реакций, повышает мотивацию для самостоятельной работы над собой и ускоряет процесс приспособления к новому ритму жизни.

Протезирование с новейшими функциями становится доступным для всё большего числа людей, нуждающихся в помощи. Протезы, оснащенные сенсорами и управляемые с помощью нервных импульсов, позволяют достичь почти полного восстановления утраченных функций. Развитие данной технологии непрерывно продолжается, предлагая всё более совершенные решения для пациентов с различными видами нарушений.

Видео по теме:

Вопрос-ответ:

Какие основные различия между процессом реабилитации инвалидов в западных странах и в России, исходя из вашего личного опыта?

Основные различия основаны на уровне инфраструктуры, доступности ресурсов и общественном сознании. На Западе реабилитационные программы обычно содержат комплексный подход, включающий физическую, психологическую и социальную поддержку. В России, несмотря на значительный прогресс, до сих пор имеются большие пробелы в доступности оборудования и качественных услуг. Например, на Западе можно рассчитывать на широкую сеть государственных и частных реабилитационных центров, тогда как в России их количество и качество весьма неоднозначны.

С какими трудностями вы столкнулись в процессе реабилитации в России по сравнению с западным опытом?

Основные трудности в России заключаются в недостаточности современной инфраструктуры и профессионально подготовленного персонала. Например, в маленьких городах труднее найти квалифицированных специалистов и нужное медицинское оборудование, что сильно замедляет процесс восстановления. В западных странах значительно больше внимания уделяется инклюзивным технологиям и продуктам для инвалидов, что облегчает повседневную жизнь и реабилитацию. Кроме того, в России часто не хватает информационной поддержки и образовательных программ для инвалидов и их семей, что усугубляет проблемы адаптации и реинтеграции.

Как общественное мнение и отношение к инвалидам в России отличается от западного опыта, и как это влияет на процесс реабилитации?

В западных странах отношение к инвалидам гораздо более инклюзивное и прогрессивное. Общество активно поддерживает их интеграцию, общественные места адаптированы к потребностям людей с ограниченными возможностями, а законодательство поддерживает создание безбарьерной среды. В России же, несмотря на положительные изменения в последние годы, всё ещё встречается значительная доля дискриминации и предвзятого отношения. Это сказывается на самооценке инвалидов и их желание участвовать в общественной жизни, тем самым препятствуя успешной реабилитации и интеграции. Общественное мнение на Западе часто учитывает права и достоинства инвалидов, что сильно мотивирует их к активному участию в реабилитационных программах, тогда как в России данный вопрос требует ещё много работы и внимания.

Оставить комментарий